ДИРЕКТОР УКРАИНСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА РАССКАЗАЛ, НАСКОЛЬКО ПОСТРАДАЛ ИЗ-ЗА КАРАНТИНА КНИЖНЫЙ РЫНОК, И О ЕГО ПЕРСПЕКТИВАХ

 

Как известно, книжная отрасль пострадала во всем мире во время пандемии коронавируса очень серьезно. Книжные магазины закрыты, и в Британии, например, как мы уже рассказывали, еще месяц назад начался сбор средств для них. Сначала планировали собрать $12 тыс., потом, когда к числу благотворителей присоединились писатели, а также издательство Penguin Random House и Ассоциация книготорговцев, сумма увеличилась до $120 тыс. А немного позже анонимный благотворитель, которым, как впоследствии оказалось, был Amazon, внес в этот фонд целых $300 тыс.

Lenta.UA решила узнать, насколько кризис, вызванный пандемией коронавируса, повлиял на книжную отрасль в Украине. И сделать этот не через усредненные показатели, которые сродни средней температуре по больнице, а на конкретном примере – одном из самых крупных в Украине книжных издательств «Фолио», которое существует с начала 90-х годов, и обзавелось за это время своей типографией и несколькими книжными магазинами. Вот что нам рассказал его генеральный директор Александр Красовицкий.

-Давайте начнем с общей ситуации на книжном рынке.

- Как вы знаете, книжные магазины в Украине не работают. Частично книжная торговли офлайн осуществляется в тех продуктовых супермаркетах, где есть отделы продажи промышленных товаров. Но таких супермаркетов очень немного. Торгуют книгами в небольших количествах на автозаправках. Также остался рыночный сегмент продаж книг, как электронных, так и бумажных, через интернет.

Рынок в целом «упал», думаю, в 7 раз.

- В такой ситуации должны были, что называется, «подняться», электронные книги?

- Продажа электронных книг выросла где-то на треть. На этот рынок пришли новые покупатели – кто-то из них только на время, пока книжные магазины будут закрыты, а кто-то на нем уже освоился. «Фолио» на своем сайте начало проводить акции, сейчас идет уже восьмая или девятая, во время которых мы за 1 гривну продаем свои качественные электронные книги - популярных авторов или издания с комментариями для школьников из нашей «Школьной библиотеки». То есть то, на что в другое время покупатели потратили бы от 30 до 80 гривен.

Так мы с одной стороны обеспечиваем людей, которые сидят дома, легальной, а не пиратской, электронной книгой, а, с другой стороны, приучаем их, что за электронную книгу надо хотя и одну гривну, но платить. Ну и, наконец, таким образом тестируем возможности нашего сайта.

- И каковы результаты тестирования?

Если раньше в день у нас скачивали 3-5 электронных книг, то сейчас, по такой цене, как одна гривна, скачивают 300-500.

- Как обстоят дела в вашей типографии?

- Типография вошла в кризис с какими-то остатками расходных материалов для печати и с некоторыми уже подготовленными книгами, по которым мы имеем обязательства и должны их выпустить. Поэтому мы решили, что она должна продолжать работать, пусть и в, скажем так, «вялом режиме». В рамках тех денег, которые у нас есть или приходят, мы ее по чуть-чуть «оживляем», и пока, как я вижу, можем обеспечить ее работу где-то до 20-го мая. Дальше - как получится.

- А в издательстве?

- Что касается издательства, там часть сотрудников перешла на двухдневную рабочую неделю, при этом практически все дистанционно, но один из сотрудников работает в офисе. Мы приняли решение не останавливать ни один проект, который заказан авторам, соответственно, по-прежнему стараемся добиваться от них, чтобы они сдавали свои работы в срок. Понятно, что сейчас мы им не платим, но когда всё вернется в нормальное русло, безусловно, со всеми будем рассчитываться.

Кстати, я считаю, что для авторов сейчас наступило золотое время, когда можно не размениваться на «текучку», а писать книги. Сужу об этом и как издатель, и как автор – у меня вышла книжка, написанная вместе с Евгенией Кужавской, «Справа зниклої балерини», детектив о Киеве 1916-го года, и мы сейчас активно пишем вторую книгу. Расшифровываю интервью, которые взял в Грузии, для своей будущей историко-публицистической книги об этой стране. И, как автор, вижу, что у меня наконец-то появилось время хоть чуть-чуть этим заняться.

Каковы, по-вашему, перспективы восстановления украинского книжного рынка, когда  вызванный пандемией карантин закончится?

- Думаю, что с книжным рынком проблемы только начинаются, и основные проблемы выявятся именно тогда, когда книжные магазины откроются. Потому что в этот момент выяснится, что у людей а) нет денег, б) нет желания заходить в книжные магазины, в) нет времени в связи с тем, что они теперь будут наверстывать упущенное за время домашней самоизоляции на работе.

Соответственно, читать книги будут меньше, а их покупать намного меньше. Это приведет к тому, что в борьбе между арендодателями и владельцами книжных магазинов, которые арендуют у них помещения, победят арендодатели. Поэтому количество книжных магазинов должно очень сильно сократиться. Соответственно, сократится и оборот отрасли. Думаю, что в летние месяцы мы увидим падение на 80% - если не считать школьных учебников.

- Чем это грозит в более далекой перспективе?

- Книжным магазинам – увеличением в течение ближайших полутора-двух лет доли продажи печатных изданий через интернет до 50%. Издательствам - уменьшением среднего тиража, ухудшением качества полиграфических материалов, использующихся при печатании книг, удешевлением продукции и так далее.

- То есть, книги станут дешевле?

- Они просто обязаны дешеветь, что уже показала на днях модель нефтяного рынка, где производство превысило потребление. Когда то же самое произойдет у книгоиздателей, они начнут экономить на качестве бумаги, полиграфических услугах, на зарплатах своим сотрудникам, гонорарах авторов. Уже началась, как на нефтяном рынке, взаимная игра на понижение среди интернет-магазинов – и это в итоге создаст для книжного рынка угрозу, которая будет даже существеннее, чем упавший спрос.

То есть в итоге для покупателей выигрыш окажется только временным. Все же спрошу в порядке шутки – а приплачивать, как на нефтяном рынке, книгоиздатели не будут?

- В вашей шутке - только доля шутки, Некоторые книгоиздатели уже продают книжным торговцам остатки продукции со своих складов ниже ее себестоимости. 

И как всё это в итоге скажется на украинских издательствах в целом и на выпуске ими литературы, не считая учебной?

- У нас уже были 1999-й и 2009-й годы, когда оба раза падение производства книг было практически трехкратным. Думаю, что в этом году будет такая же цифра. Если государство не поможет, то начнется массовое закрытие издательств. На рынке останутся в первую очередь крупные и маленькие издательства. Средние издательства могут исчезнуть, так как у них самые большие удельные расходы на единицу книжной продукции.

Сергей Семенов, Lenta.UA