Андрей Кокотюха: «Перелом в событиях с Крымом произойдет, когда большинству будет не наплевать»

– «Единственный настоящий технологический автор бестселлеров в украинской литературе» – так назвал вас генеральный директор издательства «Фолио» Александр Красовицкий. Андрей, как вам такое определение?

– Абсолютно нормально. Только моя фабрика состоит из одного сотрудника. Это самая маленькая фабрика в Украине, которая производит самое большое количество книг. С 1996 года это 69 книг, а через два месяца будет 70.

Андрей Кокотюха
Андрей Кокотюха

– Кто определяет, о чем будет писать Андрей Кокотюха? Он сам, читатель или издатель?

– Я не скрываю, что пишу под заказ. Почти все мои 69 книг, за небольшим исключением, написаны под заказ. А кто делает заказ? Конечно же, читатель. Читатель определяет, что он хочет читать, издатель смотрит на читательский спрос и говорит мне. А читательский спрос на сегодня очень консервативен и вот уже 8 лет не меняется.

Андрей Кокотюха
Андрей Кокотюха

 

Генеральный директор издательства «Фолио» Александр Красовицкий считает, что украинский читатель – гиперконсервативный: «Но издатель должен смотреть чуть-чуть вперед, и этому консервативному читателю говорить: «Ты еще не знаешь, но ты уже хочешь вот это». И Андрей, который сидит у вас в студии, не хуже меня расскажет, как мы с ним договаривались написать серию из семи Львовских романов. Читатель об этом не знал. Но после первой книги читатель понял: «О, так это мое!» И его консерватизм сыграл на то, что он после первой книги ждал вторую, поле второй – третью, а сейчас, после седьмой, он исходит криком, напишите следующие три романа, о которых вы уже объявили».

– А знает ли Андрей Кокотюха что именно хочет читать украинский читатель?

Ретро-роман – это фотография, которая вдруг ожила. Мы видим во что одевались люди в то время, что они ели, пили, чем увлекались

– Дело в том, что Андрей Красовицкий предложил мне то, что в Украине раньше не издавалось, – это цикл ретро-романов. Ретро-роман – это атмосферный роман, это больше реконструкция. Это фотография, которая вдруг ожила. Мы видим во что одевались люди в то время, что они ели, что пили, чем

увлекались, где жили.

– То есть в этих романах нет реальных исторических героев, это фантазия на заданную тему, в заданное время?

– Да, мой художественный вымысел максимально приближен к историческим реалиям. Именно поэтому эта серия так популярна. Сейчас ретро требуют уже несколько издателей, и я уже заключил с издательством «Виват» контракт на пять ретро-романов. Только это не запад Украины, это Харьковщина, Полтавщина, 20 век.

– Андрей, Львовский медиафорум — он для читателей, для писателей или для издателей?

Люди идут за книгой, и хотелось бы, чтобы они шли за автором

– Я там 18-й раз, но толком не могу рассмотреть, что там происходит, потому что занят на мероприятиях. Этот форум сейчас – одно из самых значительных событий (кроме него есть Книжный Арсенал в Киеве). Количество людей, желающих участвовать во Львовском форуме, огромно, а количество мероприятий заявляется по принципу дзюдо: когда противников много и они мешают друг другу. Мероприятия раскиданы по всему городу, и, как правило, никто никуда не успевает, поэтому основными участниками остаются те, кто их организовывает. Я бы сократил количество мероприятий, перенес бы их на стенды – авторы и издатели должны быть возле книг. Чем хорош Арсенал – за его пределы ничто не выходит. Из плюсов Львовского форума – он приобретает статус. Люди идут за книгой, и хотелось бы, чтобы они шли за автором. Украинский автор – это не Святослав Вакарчук, не Кличко и не Потап, он не медийное лицо, поэтому его не узнают.

– Но вас-то узнают?

– Нет. Только когда показываю на книге фотографию. Когда автор стоит на стенде, люди думают, что это издатель или продавец. И очень радуются живому автору. Вообще за пределами Львова люди мало знают об украинских книгах. Весной, когда мы снимали фильм «Червоный-2», в поддержку съемок устроили в Тернопольской области и с помощью Тернопольской кинокомиссии тур по регионам. В районных центрах не везде есть книжные магазины, а где есть – там очень мало книг. Поэтому люди радуются новой книге. Хотелось бы, чтобы в Украине наконец наладилась система книжного распространения, и чтобы в каждом райцентре был книжный магазин, как они есть в Польше, Чехии, Словакии.

– Вы написали в Facebook, что недовольны тем фактом, что премьеру фильма «Червоный» на телеканале ICTV посмотрели всего 4 миллиона человек. Хотя больше смотрели только трансляцию Евровидения. И вы все равно недовольны?

Великий перелом в трагических событиях, в том числе с Крымом, произойдет тогда, когда большинству будет не наплевать

– Проведу на первый ряд странную аналогию. Я недоволен Майданом, недоволен революцией Достоинства. Потому что 1 декабря 2013 года в Киеве на Майдан вышел 1 миллион человек. По скромным прикидкам, в Киеве живет 4 миллиона человек. И это значит, что трем миллионам человек наплевать на то, что происходит в стране. Идем дальше: в самые трагические моменты Майдана, когда были расстрелы и гибли люди, на других концах города шли дискотеки.

– Может быть, гражданам не наплевать – а просто не все граждане?

Слова «идеология» нельзя бояться, потому что идеология есть в каждой стране. Массовая культура идеологична

– Великий перелом во всех трагических событиях, в том числе с Крымом, произойдет тогда, когда большинству будет не наплевать. Когда будет сплоченность большинства. Когда не два из десяти граждан Украины скажут, что в стране война, а восемь из десяти. Тогда начнутся положительные изменения. Люди должны понимать, в какой стране они живут, что здесь производится качественный культурный продукт, что за 74 года советской власти испорчено все, что только можно испортить, но слова «идеология» нельзя бояться, потому что идеология есть в каждой стране. Я патриот свей страны – это идеологично. Массовая культура идеологична. Десять библейских заповедей – это идеология. Фильм «Червоный» тоже работает в этой системе координат. Мы снимали фильм в городе Кременец: выясняется, люди не знают, что в Украине снимают фильмы. Слабо представляют себе, что выходят книги, что есть музыка. Хотя прекрасно знают новинки из-за «поребрика» – из России. Потому что «за поребриком» выстроена информационная политика, в которую интегрирована до сих пор Украина.

– Вы пишете: «За украинский язык платят в разы меньше, и не потому, что экономят, а потому что знают, что меньшая аудитория готова потреблять этот продукт. ТВ, кино, издательское дело – все это в нашей стране пока еще не бизнес». Возможно, в России это тоже не бизнес, а поддерживается государством, потому что имеет влияние – в том числе и на Украину?

Украинскую культуру не надо поддерживать – ею надо интересоваться

– Да, это поддерживается с приходом к власти Путина – в производство культурного продукта стали вливаться огромные деньги. Мы не говорим о качестве, но возникла целая индустрия, в которой работает куча профессионалов. То, что нам это чуждо и для нас токсично – вопрос пятый. Хуже другое: до сих пор российское в Украине называют «наше». Украинскую культуру не надо поддерживать – ею надо интересоваться. Если ты посмотрел американский фильм или купил русскую книгу – это не означает, что ты их поддержал: тебе это просто интересно. Точно такое же отношение должно быть к украинскому культурному продукту.

На форуме издателей во Львове в этом году крымский историк Андрей Иванец представил свою новую книгу – «Первый Курултай: от крымскотатарского учредительного собрания национального парламента (1917-1918 гг.)». Автор отмечает, что интерес к Крыму сохраняется: «Есть такая организация «Казацкая почта» – они выпустили специальный конверт и марку, посвященные презентации книги «Первый курултай». Такой вот неформальный, неподдельный интерес к истории крымскотатарского народа». Андрей Иванец также рассказал, что на Форуме презентовали книгу переводов на украинский язык работ крымскотатарских писателей от Исмаила Гаспринского до наших дней. Но он полагает, что книг о Крыму в Украине издается очень мало.

– А когда о Крыме напишет украинский писатель Андрей Кокотюха?

– У меня есть книга о Крыме для подростков, одна из книг трилогии о поисках кладов. Она называется «Тайна подводной лодки», ее действие происходит в 2013 году в Крыму. Ищут затонувшую подводную лодку, за ней же охотится российский эсминец. Нашим удалось ее найти. У меня всегда наши побеждают.

 

 

 

Александр Янковский
Крымский журналист, редактор и ведущий Радио Крым.Реалии