"КОРОЛИ", "ДЬЯВОЛЫ" И "БУКЕТ"

В серии "Ретророман" одесской писательницы и сценаристки Ирины Лобусовой вышло уже два детектива с элементами триллера. Весной на "Книжном Арсенале" в Киеве писательница представляла эти книги и сделала вывод, что благодаря им наш город начинают узнавать по-настоящему, ведь в них много деталей, которых не найдешь в туристических путеводителях. Харьковское издательство "Фолио" последовательно выпускает пять романов нашей землячки, скоро выйдет "Букет из оперного театра", в основе сюжета которого - убийство Веры Холодной. Во втором романе "Дьяволы с Люстдорфской дороги" читатель встречается с известной террористкой Марусей Никифоровой. А в первой книге "Короли Молдаванки" появляется сам Мишка Япончик, но лишь как герой второго плана.

Через всю серию проходит отнюдь не он, а Татьяна Алмазова, красавица благородных кровей и трудной судьбы. Первоначальное название "Статистка" не устроило издательство, да и не вполне отражало характер главной героини. В драме своей жизни Таня старается исполнять главную роль! В итоге название каждой книги привязано к конкретной одесской локации - по такому принципу сейчас пишутся и находят путь к читателю романы о Львове, Тернополе, Ивано-Франковске. И сюжет закручивается каждый раз вокруг леденящей душу истории.

- Достаточно жестокий серийный убийца, появившийся в "Королях Молдаванки", существовал на самом деле, - рассказывает писательница. - Существовало мнение, будто потомок Джека Потрошителя перебрался в Одессу. В книге найти убийцу невозможно, хотя он присутствует с первых страниц...

Во втором ретроромане Лобусовой страшный Призрак остается непойманным и неузнанным. А политическая круговерть тогдашней одесской жизни, как в капле воды океан, отражена в таком эпизоде: "Изображая влюбленных, Таня и Володя сидели за столиком возле эстрады. На ней выступал цыганский хор. Несмотря на довольно высокие цены и скудное, слишком простое меню, зал все же был полон. Но все сидящие здесь люди Тане казались искусственными - их натянутые разговоры, напряженные позы... Было похоже, что они сидят здесь ради какой-то декорации и изображают совсем не то, что есть на самом деле. Тане они напоминали членов какой-то странной секты, поражающих мозг своих последователей каким-то изысканным фимиамом, в котором яд смешивался с ароматом дивных цветов - в точности так, как было совсем недавно с ней. И эти запахи цветов, прорастая в душе, пускали какие-то запутанные, дьявольские, черные корни, превращая опутанного ими человека в абсолютно чудовищное существо. Именно так Таня думала о политической борьбе".

Не правда ли, во время этой сцены с эстрады должен звучать популярный в описываемое время романс со словами: "Белые, бледные, нежно-душистые грезят ночные цветы"? Возможно, серию в дальнейшем ждет экранизация? Очень хочется надеяться...

- Часто спрашивают, где находится портал, с помощью которого я перемещаюсь в то время, - улыбается Ирина. - Все очень просто, для меня таким порталом являются одесские улицы, по которым я люблю гулять. Путешествия в прошлое помогают развивать фантазию, но по ретророманам нельзя изучать историю. Это все-таки не диссертация. Чувства людей (а я пишу именно о чувствах) остались неизменными: любовь, ненависть, алчность, желание удержать любимого человека. Задают вопросы и по поводу одесского языка, на котором говорят некоторые мои персонажи, особенно обитающие на Молдаванке. Одесский язык - это часть одесской легенды. До сих пор он, хотя и редко, отражается в нашей речи. Я, например, могу сказать: "А зачем я туда пойду, чтобы поцеловать замок?" Следователь Володя Сосновский приезжает в Одессу из Санкт-Петербурга и первоначально приходит в шок от того, как здесь разговаривают. "Они будут рвать когти? Кому?" - удивляется Володя, но постепенно одессизмы проникают и в его речь. Но, конечно, никогда он не будет называть Петербург Петроградом, это неприемлемо для аристократа. Спрашивают, останутся ли вместе Таня и Володя? Это знаем я, мой редактор и директор издательства. Узнают и читатели, когда дойдут до конца серии!

На вопрос о том, в чем заключены особенности писательского труда, Лобусова отвечает так:

- Это работа, которая требует постоянных усилий и постоянной учебы. Учусь, наблюдая все, что происходит в современном литературном процессе. Люблю романы Сименона из-за задушевности, с которой комиссар Мегрэ относится к своим расследованиям. Люблю Агату Кристи. Мой литературный Бог - Чехов, не меньше люблю Достоевского.

Контракт, подписанный с издательством, был достаточно жестким, каждый роман Ирина писала за месяц - полтора. И при этом, конечно, не оставила основной работы редактора ленты новостей в Интернет-издании, писательские гонорары не позволяют расслабляться! Впрочем, ни один настоящий писатель не ставит свой труд в зависимость от размера вознаграждения. Перу Лобусовой принадлежат детективные и любовные романы, сценарии, а ретророман - нечто новое для нее, очень привлекательный жанр. Пусть вдохновение не покидает Ирину, а ее новые книги радуют читателей.

 

 

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.


Одесская газета «Порто-Франко»