В серии "Ретророман" одесской
писательницы и сценаристки Ирины Лобусовой вышло уже два детектива с элементами
триллера. Весной на "Книжном Арсенале" в Киеве писательница
представляла эти книги и сделала вывод, что благодаря им наш город начинают
узнавать по-настоящему, ведь в них много деталей, которых не найдешь в
туристических путеводителях. Харьковское издательство "Фолио"
последовательно выпускает пять романов нашей землячки, скоро выйдет "Букет
из оперного театра", в основе сюжета которого - убийство Веры Холодной. Во
втором романе "Дьяволы с Люстдорфской дороги" читатель встречается с
известной террористкой Марусей Никифоровой. А в первой книге "Короли
Молдаванки" появляется сам Мишка Япончик, но лишь как герой второго плана.
Через всю серию проходит отнюдь не он, а
Татьяна Алмазова, красавица благородных кровей и трудной судьбы. Первоначальное
название "Статистка" не устроило издательство, да и не вполне
отражало характер главной героини. В драме своей жизни Таня старается исполнять
главную роль! В итоге название каждой книги привязано к конкретной одесской
локации - по такому принципу сейчас пишутся и находят путь к читателю романы о
Львове, Тернополе, Ивано-Франковске. И сюжет закручивается каждый раз вокруг
леденящей душу истории.
- Достаточно жестокий серийный убийца,
появившийся в "Королях Молдаванки", существовал на самом деле, -
рассказывает писательница. - Существовало мнение, будто потомок Джека
Потрошителя перебрался в Одессу. В книге найти убийцу невозможно, хотя он
присутствует с первых страниц...
Во втором ретроромане Лобусовой страшный
Призрак остается непойманным и неузнанным. А политическая круговерть тогдашней
одесской жизни, как в капле воды океан, отражена в таком эпизоде:
"Изображая влюбленных, Таня и Володя сидели за столиком возле эстрады. На
ней выступал цыганский хор. Несмотря на довольно высокие цены и скудное,
слишком простое меню, зал все же был полон. Но все сидящие здесь люди Тане
казались искусственными - их натянутые разговоры, напряженные позы... Было
похоже, что они сидят здесь ради какой-то декорации и изображают совсем не то,
что есть на самом деле. Тане они напоминали членов какой-то странной секты,
поражающих мозг своих последователей каким-то изысканным фимиамом, в котором яд
смешивался с ароматом дивных цветов - в точности так, как было совсем недавно с
ней. И эти запахи цветов, прорастая в душе, пускали какие-то запутанные,
дьявольские, черные корни, превращая опутанного ими человека в абсолютно
чудовищное существо. Именно так Таня думала о политической борьбе".
Не правда ли, во время этой сцены с
эстрады должен звучать популярный в описываемое время романс со словами:
"Белые, бледные, нежно-душистые грезят ночные цветы"? Возможно, серию
в дальнейшем ждет экранизация? Очень хочется надеяться...
- Часто спрашивают, где находится
портал, с помощью которого я перемещаюсь в то время, - улыбается Ирина. - Все
очень просто, для меня таким порталом являются одесские улицы, по которым я
люблю гулять. Путешествия в прошлое помогают развивать фантазию, но по
ретророманам нельзя изучать историю. Это все-таки не диссертация. Чувства людей
(а я пишу именно о чувствах) остались неизменными: любовь, ненависть, алчность,
желание удержать любимого человека. Задают вопросы и по поводу одесского языка,
на котором говорят некоторые мои персонажи, особенно обитающие на Молдаванке.
Одесский язык - это часть одесской легенды. До сих пор он, хотя и редко,
отражается в нашей речи. Я, например, могу сказать: "А зачем я туда пойду,
чтобы поцеловать замок?" Следователь Володя Сосновский приезжает в Одессу
из Санкт-Петербурга и первоначально приходит в шок от того, как здесь
разговаривают. "Они будут рвать когти? Кому?" - удивляется Володя, но
постепенно одессизмы проникают и в его речь. Но, конечно, никогда он не будет
называть Петербург Петроградом, это неприемлемо для аристократа. Спрашивают,
останутся ли вместе Таня и Володя? Это знаем я, мой редактор и директор
издательства. Узнают и читатели, когда дойдут до конца серии!
На вопрос о том, в чем заключены
особенности писательского труда, Лобусова отвечает так:
- Это работа, которая требует постоянных
усилий и постоянной учебы. Учусь, наблюдая все, что происходит в современном
литературном процессе. Люблю романы Сименона из-за задушевности, с которой
комиссар Мегрэ относится к своим расследованиям. Люблю Агату Кристи. Мой
литературный Бог - Чехов, не меньше люблю Достоевского.
Контракт, подписанный с издательством,
был достаточно жестким, каждый роман Ирина писала за месяц - полтора. И при
этом, конечно, не оставила основной работы редактора ленты новостей в
Интернет-издании, писательские гонорары не позволяют расслабляться! Впрочем, ни
один настоящий писатель не ставит свой труд в зависимость от размера
вознаграждения. Перу Лобусовой принадлежат детективные и любовные романы,
сценарии, а ретророман - нечто новое для нее, очень привлекательный жанр. Пусть
вдохновение не покидает Ирину, а ее новые книги радуют читателей.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.
Одесская газета
«Порто-Франко»